Согласно данным Росстата, в мае текущего года было зафиксировано самое значительное падения объемов производства за все время после кризиса 2008-2009 годов. Одна только металлургия, которая является столпом российской промышленности, с начала текущего года просела почти на 12 процентов.
Эксперты заявляют, что причина подобной ситуации достаточно просто. Падение обусловлено общим замедлением отечественной и мировой экономики, в частности в автомобильной промышленности. В итоге возник избыток металла, что, в свою очередь, сохранило в мире не самую лучшую ценовую конъюнктуру для российских экспортоориентированных изготовителей металла. Кроме того, отдельные страны, в частности Китай, постоянно выходят на данный с рынок с демпинговыми ценами.
По майским оценкам компании Северсталь, к примеру, внутренний спрос в 2015 году сократился на 6-7 процентов. Но в какой-то мере снижение потребления металла в российском строительстве и машиностроении с начала текущего года удалось нивелировать благодаря девальвации национальной валюты и кризиса в соседней Украине. Обращаясь к данным Федеральной таможенной службы, стальной экспорт по группе «черные металлы» (не учитывая стальные трубы) в первом квартале вырос на 13 процентов, а импорт (прежде всего из Китая и Украины) сократился на 36,1 процентов. Объемы отгрузки автомобильного листа Магнитогорским металлургическим комбината в адрес предприятий автомобильной промышленности за первые 3 месяца вообще вырос примерно на 10-15 процентов на фоне общего снижения производства легковых автомобилей в стране на 19,7 процентов.
В то же время, экспортные цены (в долларах США) на горячекатаную сталь в марте текущего года уменьшились относительно декабря 2014 года на 15,3 процентов, а на холоднокатаную сталь – на 5,6 процентов. Однако, если посмотреть с обратной стороны, весной начался процесс укрепления рубля, поэтому цены, которые пересчитывались в доллары на внутреннем рынке, выросли за счет ревальвации. В настоящий момент можно наблюдать некоторую стабильность.
Эксперты также отмечают, что «спотовый рынок металлургического проката» (где цены устанавливают по факту, без временного дисконта) стабилизировался. К примеру, в мае можно было отметить некоторое замедление падения цен на арматурный прокат, а в июне вовсе наблюдался заметный рост цен на потребительском рынке – по некоторым позициям он был равен 1500 рублей.
Большая часть участников рынка прогнозирует в июле рост цен на арматуру на первичном рынке. Изготовители уже заявляют увеличение цен в 800 рублей за тонну продукции. Вместе с тем хорошая загрузка производства по оцинкованному и горячекатаному листу дает надежду на сохранение цен на первичном рынке в этом месяце. Можно с большей вероятностью предположить, что по отдельным позициям, которые являются особо востребованными, цена вырастет примерно на 2 процента. На холоднокатаный прокат спрос не настолько стабилен, поэтому цена на него, скорее всего, расти не будет.
Георгий Остапкович, который является директором Центра конъюнктурных исследований, считает, что к майскому спаду промышленности на 5,5 процентов не стоит относиться как к катастрофическому провалу. Эксперт утверждает, что «к осени должен наконец заработать механизм правительственных антикризисных мер по бонусному фондированию больших отраслеобразующих предприятий, потому как именно они формируют динамику роста промышленного производства. Кроме того, оказать положительное влияние на промышленность должно и замедление роста инфляции, финансовая стабилизация, уменьшение ключевой кредитной ставки со стороны Центрального Банка».