В общественной палата РФ прошло повторное заседание круглого стола, который был посвящен дополнительному (не считая ежегодной индексации) увеличению со стороны РЖД тарифов на железнодорожные экспортные перевозки, о котором было принято решение Правлением РЖД в конце прошлого года в рамках так называемого «тарифного коридора». На заседании присутствовали представители ОАО «РЖД», федеральной исполнительной власти, Фонда развития трубной промышленности, операторского сообщества, НП «Русская Сталь» и представители прочих отраслевых ассоциаций. Впервые круглый стол относительно данной тематики проводился 23 января текущего года. В результате первого подобного мероприятия Общественной палатой Российской Федерации в адрес А. Дворковича (заместитель Председателя Правительства РФ) была направлена аргументированная позиция о необоснованности подобного повышения.
Как и на первом заседании Круглого стола, РЖД было не в состоянии предоставить убедительные аргументы в защиту одновременного увеличения тарифов на все экспортные поставки (причем на максимальное значение в рамках «коридора»), другими словами – на все виды груза, на все экспортные перевозки, независимо от направления (припортовые станции или пограничные сухопутные переходы; Северо-Запад, Дальний Восток, Юг России), расстояния, тарифной классности перевозки и времени года. Кроме того, РЖД было не в состоянии предоставить убедительные аргументы, которые подтверждали бы исчерпание пропускной способности железной дороги по каждому направлению экспортных перевозок (что выступало в качестве обоснования для увеличения тарифов), потому как значительный рост экспортных перевозок наблюдался лишь в направлении портов Юга России, а экспортные поставки через пограничные сухопутные переходы вовсе сокращаются. В то же время, пункт 15.4 Приказа ФСТ РФ № 398-т/3 требует помимо наличия программы по развитию пропускной способности лимитирующих участков еще и наличие альтернативных железнодорожных путей доставки грузов (именно железнодорожных, а не каких-либо иных). Необходимо также отметить, что одновременное «фронтальное» увеличение экспортных тарифов на экспортные поставки вовсе исключает наличие «альтернативных железнодорожных путей доставки грузов», потому как на каждый железнодорожный экспортный маршрут должен распространяться обсуждаемый повышающий коэффициент.
Пользователи услуг железнодорожного транспорта отметили, что использовавшийся со стороны РЖД ранее аргумент об уменьшении уровня транспортной составляющей по экспортируемым товарам на фоне обесценивания национальной валюты является несостоятельным, потому как с начала текущего года происходит укрепление российского рубля (более чем на 16 процентов).
Аргументы РЖД о необходимости связать применение повышающего коэффициента с ценами на приобретаемые материалы клиенты железнодорожного транспорта также признали несостоятельными. Повышающий коэффициент со стороны РЖД вводился не относительно субъектов, который являются поставщиками для монополии, а для всех российских экспортеров, которые не связаны с российскими железными дорогами никакими договорами поставок.
Заявление РЖД о том, что отраслевые предприятия не предоставили монополии каких-либо данных в качестве обоснования отмены повышающего коэффициента не приняло ни НП «Русская Сталь», ни другие участники Круглого стола, потому как на самом деле РЖД готово рассмотреть запросы от конкретных субъектов о предоставлении так называемой «скидки» в рамках «коридора». Наряду с тем, позиция клиента ж/д транспорта состоит в том, что в общем «фронтальное» увеличение не имеет обоснования, его необходимо полностью отменить. Получение же так называемой «скидки» отдельным предприятием (даже при максимальных размерах) на фоне действующего «всеобщего» повышающего коэффициента лишь вернет тариф к «исходному уровню», а не выступит в качестве скидки.
«Русская Сталь» полностью поддерживает позицию Министерства промышленности и торговли России, которая была направлена в Правительство Российской Федерации 18 мая текущего года во исполнение поручения А. Дворковича от 26 января текущего года, по результатам проведенной проработки этого вопроса с РЖД и потребителями услуг – о целесообразности рассмотрения возможности отмены принятого Российскими железными дорогами решения, приведшего к дополнительному повышению железнодорожного тарифа экспортного направления на 13,4 процентов.