В течение ближайших 5-10 лет металлургический мир ожидает настоящая война за поставки автомобильного листа в адрес автомобильной промышленности. Биться за потребителей будут изготовители стальных и алюминиевых листов. Заранее трудно определить победителя, у обоих противников есть шансы. Но эксперты уже сейчас предвидят уменьшение стоимости автомобильных листов – как стальных, так и алюминиевых.
Известно, что если уменьшить вес автомобиля на 100 килограмм, это позволит сэкономить 0,6 литра бензина на каждые 100 километров. Следовательно, чем меньше расходуется топлива, тем меньше углекислого газа попадает в окружающую среду. После принятия Киотского протокола сокращение расходов топлива приобрело еще и экологическое значение. В настоящее время на транспорт приходится порядка 20 процентов выбросов парникового газа, а учитывая выбросы, которые связаны с производством электричества и топлива, потребляемых автомобильной промышленностью, то эта доля будет еще больше. В то же время, сокращение массы автомобиля уменьшает потребление топлива и, как следствие, любых ресурсозатрат, которые связаны с его изготовлением и использованием.
Основная причина, по которой изготовители уменьшают массу автомобилей – это требования европейского и американского законодательства производить машины, которые потребляют меньше топлива. Потребление топлива впервые было ограничено стандартом США CAFE (Corporate Average Fuel Economy), который был принят в 1975 по причине нефтяного кризиса. С того времени стандарты постоянно ужесточали, и остальные регионы, Евросоюз в первую очередь, стали вводить подобные законодательные акты. По этой причине алюминий стали использовать в автомобилестроении. В 1990 году на один автомобиль приходилось порядка 50 килограмм алюминия, а в 2005 – уже около 132 килограмм. В настоящий момент при изготовлении современного автомобиля используется в среднем 145-200 килограмм алюминия, и этот показатель увеличивается с каждым годом.
Конечно же, когда детали из алюминия занимают 10 процентов от общей черновой массы автомобиля, а стальные – 80 процентов, сложно поверить, что крылатому металлу удастся заменить сталь. Изготовителей стали пугали алюминием еще во времена нефтяного шока – с 1970-х годов. Узнать о противостоянии этих металлов подробнее можно будет в свежем выпуске журнала «Металлоснабжение и сбыт».