2015-07-06

РЖД металлургов пострадавшими не считает

У «Металлоинвеста», «Русала» и Evraz не получилосьдобиться отмены надбавки в 13,4 процентов к экспортному тарифу РЖД на перевозки железной руды и алюминия: ОАО «РЖД» не наблюдает «драматической ситуации» в экономике указанных компаний. Металлурги говорят о поддержке Министерства промышленности и торговли, однако решение остается за Аркадием Дворковичем, который занимает должность вице-премьера и главы совета директоров РЖД. Исходя из мнений аналитиков, металлурги могут ожидать отмены надбавки в лучшем случае в следующем году.

Иван Беседин, который является главой транспортно-логистического департамента монополии, в пятницу заявил, что РЖД не видит необходимости отменять надбавку к экспортному грузовому тарифу (13,4 процентов) для «Металлоинвеста», «Русала» и Evraz. «Благодаря тщательному рассмотрению мы видим, что в настоящее время алюминий достаточно хорошо идет на экспорт, финансовое положение компаний улучшается, себестоимость продукции снижается», - цитирует И. Беседина «Интерфакс». Исходя из его слов, ОАО РЖД запросило у «Русала» документы, которые необходимы для «подтверждения некоторых экономических вопросов», однако «там не наблюдается драматическая ситуация»: существующие показатели «указывают на очень позитивное коммерческое положение».

Согласно данным РЖД, в период с января по май «Русалу» удалось увеличить отгрузку алюминия по ж/д на 11,4 процентов, до 1,28 миллионов тонн. Показатель чистой прибыли компании за первый квартала составил 572 миллиона долларов, хотя второй квартал, исходя из оценок компании, будет немного хуже по причине снижения цен на алюминий на LME и премии за отгрузку. Обращениями об отмене надбавки на экспортные поставки железной руды (порядка 20 миллионов тонн в год) ОАО РЖД убедить не удалось. «Необходимость в каких-либо дополнительных решениях отсутствует», - добавил Иван Беседин.

Металлурги не согласны с этим. В «Русале» заявляют, что цены на алюминий снизились до кризисных минимумов 2008 года (тонна алюминия в пятницу стоила на LME1,693 тысяч долларов), продолжается увеличение расходов на изготовление за счет увеличения железнодорожных тарифов в том числе. РЖД с 2012 года потеряло примерно 5,5 миллиардов рублей по причине сокращения перевозок компании «Русал» после остановки на пяти заводах нерентабельных мощностей. В компании добавляют, с целью снижения издержек им приходится переходить к другим видам транспорта. Сохранение надбавки вызовет снижение перевозок сырья и алюминия и к другим потерям доходов компании РЖД, считает «Русал». Близкий к компании источник заявил, что доля автомобильного транспорта в перевозках «Русала» увеличивалась каждый год, «зачастую она составляла 7-10 процентов перевозок на короткие дистанции, в настоящее время планируется перейти и на водные перевозки».

«Русская сталь», которое вынесло вопрос на рассмотрение Аркадия Дворковича, занимает еще более жесткую позицию: «Попытка РЖД связать рост экспортных поставок с обесцениванием рубля и с якобы значительным наращиванием поставщикам цен на приобретаемые монополией материалы является несостоятельной: рубль с начала текущего года укрепился на 17 процентов и далеко не все экспортеры – поставщики ОАО РЖД». В «Русской стали» также недовольны и повышением тарифов «без публичных обсуждений и без согласования с правительством». Министерство промышленности и торговли выступает за отмену надбавки, об этом Аркадия Дворковича уведомили 18 мая.

Ранее сообщалось, что «Русал» просил у РЖД максимальную скидку (12,8 процентов) к тарифу на импортный глинозем (порядка 4 миллионов тонн в год). Как заявляет источник близкий к «Русалу», понимание важности скидки есть на уровне Минэкономики, Минпромторга и вице-президентов РЖД, однако «управленческий состав монополии, занимающийся скидками, слишком часто меняется» и им требуется время для того, чтобы вникнуть в запрос. «Но в то же время,решение касательно угольщиков (им уменьшили надбавку до 1,3 процента) прежний менеджмент принял за две недели, а по черной металлургии и «Русалу» анализ длится уже более полугода», - добавил он.

Н. Сосновский из UBS считает активизацию металлургов понятной: с начала 2015 года укрепилась национальная валюта, произошли инфляция, маржа экспорта значительно уменьшилась. По его словам, для производителей руды отмена надбавки более актуальна, чем для «Русала», который остается прибыльным и при низких расценках. У Evraz и «Металлоинвест» себестоимость добычи составляет примерно 30 долларов на тонну, и при цене на рынке 60 долларов им бы не помешало снизить транспортные затраты, добавил он. Однако, как считает аналитик, в этом году будет нелегко добиться отмены надбавки, в настоящее время компании скорее создают задел на следующий год.



Оформить заказ
Корзина: